Российский культуролог Юрий Лотман в своем высказывании говорит, что человек способен меняться, когда попадает в другую социальную среду. С его мнением трудно не согласиться. Действительно, подобные случаи мы видим в истории, литературных произведениях и различных сферах жизни.
Любые изменения в человеке связаны с личностью — социальными качествами человека, необходимыми ему для жизнедеятельности в обществе. Понятие личности тесно связано с понятием индивидуальности человека. Ученые выделяют такое определение индивидуальности: это уникальные, неповторимые и специфические сочетания черт человека.
Формирование личности происходит в процессе социализации человека, когда он усваивает социальные нормы и ценности окружающего общества. На социализацию влияют агенты социализации: родители, друзья, медиа, школа, церковь и прочее.
Одним из примеров, подтверждающих точку зрения автора может служить процесс формирования личности ребенка. Постепенно взрослея, ребенок взаимодействует со множеством людей, от которых перенимает социальный опыт, принципы, понятия и установки.
В первые годы жизни в качестве агентов социализации для ребенка чаще всего выступают родители и близкие родственники. Затем, попадая в детский сад, он начинает знакомиться со сверстниками, получая первые навыки взаимодействия в коллективе. Ребенок, окончивший детский сад в плане социализации будет серьезно отличаться от ребенка, только пришедшего туда.
Попадая в школу, человек с каждым годом получает новые знания, которые заставляют его полностью меняться вместе со сверстниками. Если еще в 5 и 6 классах большинство детей играют в игры, бегают по школе, то уже в 7 и 8 классах, они начинают более ответственно относится к учебе и постепенно отдаляются от детских игр.
Таким образом, за первые 18 лет своей жизни человек меняется до неузнаваемости.
Примеры серьезных изменений личности мы можем встретить и в современном кинематографе. Так, в сериале «Во все тяжкие» с личностью 52-летнего учителя химии Уолтера Уайта происходят серьезные изменения.
Главный герой был талантливым химиком, однако обстоятельства сложились так, что ему пришлось стать обычным учителем химии в старших классах и получать копейки за это, подрабатывая мойщиком автомобилей. Однажды Уайт узнал, что болен раком легких и ему осталось жить не больше двух лет.
Осознавая, что он может оставить свою семью без денег, герой решает заняться производством наркотиков, найдя себе в сообщники бывшего ученика. Ступив на противозаконный путь, Уайт понимает, что у него связаны руки и для достижения цели бывшему учителю приходится убивать конкурентов и нападать на крупных наркобаронов, скрываться от полиции.
Таким образом, рассмотренный нами пример четко показывает, что различные коллективы, потребности человека заставляют его менять свои моральные установки.