Все о подготовке к ЕГЭ и ОГЭ
  • Добавить материал
  • О проекте
  • Обратная связь
No Result
View All Result
  • Онлайн-школы
  • Репетиторы
  • Материалы по предметам
    • Русский язык
    • Обществознание
    • Физика и астрономия
    • Английский
    • Литература
    • Математика
  • Полезное
No Result
View All Result

EGE-School.ru » Физика и астрономия » Астрономия по учебнику Левитана » Происхождение и эволюция галактик и звезд по учебнику Левитана

Происхождение и эволюция галактик и звезд по учебнику Левитана

05.11.2023
in Астрономия по учебнику Левитана, Физика и астрономия
Reading Time: 1 min read
A A
Происхождение и эволюция галактик и звезд по учебнику Левитана
295
VIEWS
Поделится в TelegramПоделится в ВКПоделится в Twitter

1. Введение. Небесные объекты находятся в непрерывном движении и изменении. Миллиарды лет назад небо над Землей было украшено фигурами созвездий, а еще дольше тому назад не существовало Земли, Луны, планет, Солнца и многих других звезд и галактик. Как и когда они появились, наука пытается выяснить, изучая небесные тела и их системы. Раздел астрономии, который занимается проблемами происхождения и эволюции небесных тел, называется космогонией.

Современные научные космогонические гипотезы представляют собой результат объединения данных, полученных в результате физических, математических и философских исследований. В этих гипотезах отражается общий уровень развития естественных наук на данную эпоху. Дальнейшее развитие науки, которое включает в себя астрономические наблюдения, подтверждает или опровергает эти гипотезы. Подтверждаются те из них, которые не только объясняют известные факты наблюдений, но и предсказывают новые открытия.

2. Возраст галактик и звезд оценивается в 1,5 • 1010 лет. По-видимому, возраст галактик, сформировавшихся на начальных этапах расширения Метагалактики, близок к этой оценке. Каждая звезда также сформировалась в определенный момент времени, и ее возраст измеряется от этого момента. Звезды не возникли одновременно, поэтому можно встретить как «старые», так и «молодые» звезды.

Возраст звезд определяется различными методами. Естественно предположить, что звезды в скоплении образовались одновременно и имеют одинаковый возраст. Поэтому одним из методов определения возраста звезд является анализ возраста звездных скоплений.

Самые «старые» звезды должны находиться в длительно существующих скоплениях, таких как шаровые скопления, возраст которых составляет приблизительно 1010 лет. В шаровых скоплениях преимущественно преобладают красные и желтые звезды, возраст которых достигает нескольких миллиардов лет. Рассеянные скопления являются «моложе». Возраст белых и голубых сверхгигантов, присутствующих в этих скоплениях, оценивается в несколько миллионов лет. Эти общие соображения подтверждаются данными спектральных наблюдений. В частности, в составе звезд, входящих в шаровые скопления, гораздо меньше элементов, более тяжелых чем гелий, чем, например, в Солнце. Теория эволюции звезд объясняет это явление тем, что «старые» звезды сформировались из вещества, не содержащего тяжелых элементов, которые просто еще не существовали в тот момент, когда «старые» звезды возникли!

3. Происхождение и эволюция звезд — увлекательная тема в астрономии. В основном, звезды формируются в результате сжатия облаков разреженной материи, постепенно скапливающихся внутри галактик. Многие «молодые» звезды тесно связаны с газом и пылью, и они часто сгущаются в спиральных ветвях галактик. Самыми активными местами звездообразования считаются облака газа и пыли, где собирается холодное межзвездное вещество. Один из хорошо изученных газово-пылевых комплексов в нашей Галактике находится в созвездии Ориона, включая туманность в Орионе, плотные газово-пылевые облака и другие астрономические объекты.

Давайте представим себе холодное газово-пылевое облако, которое под воздействием силы тяжести начинает сжиматься, принимая форму сферы. Сжатие приводит к увеличению плотности и температуры облака. Из этого процесса рождается будущая звезда, или протозвезда. На начальных этапах температура поверхности протозвезды еще невелика, но она уже излучает в инфракрасном диапазоне. Попытки обнаружить рождающиеся звезды среди источников инфракрасного излучения сейчас успешно ведутся на многих астрономических обсерваториях.

Одно из отличий протозвезды от зрелой звезды заключается в том, что в протозвезде еще не начались термоядерные реакции. В ней отсутствует основной источник энергии обычных звезд. Термоядерные реакции начинаются, когда температура внутри протозвезды достигает приблизительно 10 миллионов градусов Кельвина. С этого момента стадия сжатия протозвезды прекращается, и сила внутреннего давления газа может уравновесить силу тяготения внешних частей звезды.

У звезд с большей массой, чем у Солнца, стадия сжатия продолжается всего несколько сотен тысяч лет, в то время как звезды с массой меньше солнечной сжимаются сотни миллионов лет. Чем больше масса звезды, тем при более высокой температуре достигается равновесие. Поэтому у массивных звезд самые большие светимости.

Стадию сжатия сменяет стационарная стадия, сопровождающаяся постепенным «выгоранием» водорода в центральной области звезды. Звезда проводит большую часть своей жизни на этой стадии. Звезды, расположенные на главной последовательности диаграммы «спектр — светимость», находятся именно на этой стадии. Время пребывания звезды на главной последовательности пропорционально ее массе. Это связано с запасом ядерного горючего и обратно пропорционально светимости, определяющей темп расхода ядерного горючего. Поскольку светимость звезды пропорциональна примерно четвертой степени ее массы, массивные звезды эволюционируют быстрее. Они находятся на стационарной стадии всего несколько миллионов лет, в то время как звезды, подобные Солнцу, — миллиарды лет.

Когда вся водородная энергия в центральной области звезды превратится в гелий, внутри образуется гелиевое ядро. Теперь водород превращается в гелий не в центре звезды, а в слое, прилегающем к очень горячему гелиевому ядру. Пока внутри гелиевого ядра нет источников энергии, оно начнет постепенно сжиматься и при этом еще более разогреваться. Когда температура внутри звезды превысит 15 миллионов градусов Кельвина, гелий начнет превращаться в углерод, а затем образуются все более тяжелые химические элементы. Светимость и размеры звезд будут увеличиваться. В результате обычная звезда пост

епенно превратится в красного гиганта или сверхгиганта. Эти звезды занимают особое положение на диаграмме «спектр — светимость». Некоторые звезды, по-видимому, не сразу становятся стационарными гигантами, а некоторое время пульсируют, проходя стадию цефеид в своем развитии.

Заключительный этап жизни звезды, так же как и ее эволюция, зависит от ее массы. Внешние слои звезд, подобных Солнцу (но с массой не больше 1,2 массы Солнца), постепенно расширяются и в конце концов полностью покидают ядро звезды. На месте гиганта остается маленький и горячий белый карлик. В нашей галактике существует множество белых карликов. Многие звезды, вероятно, превращаются в них, а затем постепенно остывают, превращаясь в «потухшие звезды».

У более массивных звезд, чья масса примерно вдвое больше массы Солнца, последние этапы эволюции сопровождаются потерей устойчивости. Они могут взорваться как сверхновые, обогащая межзвездную среду тяжелыми химическими элементами, образовавшимися внутри звезды и во время ее взрыва. Затем они могут катастрофически сжаться до размеров шаров с радиусом всего несколько километров, превращаясь в нейтронные звезды.

Внутри звезд, в ходе термоядерных реакций, может образоваться до 30 химических элементов, а во время взрыва сверхновых — все остальные элементы периодической системы. Из обогащенной тяжелыми элементами межзвездной среды образуются звезды следующих поколений. Вот почему по химическому составу звезд можно судить о их возрасте, используя метод спектрального анализа.

Судьба звезды с массой вдвое превышающей массу Солнца представляет собой интересный вопрос. Подвергнувшись потере равновесия, такая звезда может либо превратиться в нейтронную звезду, либо даже не достичь устойчивого состояния и претерпеть неограниченное сжатие (коллапс), возможно, превратившись в таинственный объект — черную дыру. Это название происходит из-за того, что сильное гравитационное поле сжатой звезды не позволяет никакому излучению (включая свет и рентгеновские лучи) покинуть ее пределы. Поэтому черную дыру невозможно наблюдать в любом диапазоне электромагнитных волн.

Однако ученые нашли способ обнаружения черных дыр. Они оказывают гравитационное воздействие на окружающие тела, возможно, даже входя в состав двойных звезд. Газ с поверхности обычной звезды может непрерывно падать на черную дыру, формируя вокруг нее диск. Температура газа в этом вращающемся диске может достигать 107 К, что приводит к излучению в рентгеновском диапазоне. Поэтому для поиска черных дыр интересны компактные источники рентгеновского излучения. Если такой источник обнаружен с использованием рентгеновских телескопов, и если у него достаточно большая масса (что можно выяснить с помощью соответствующих формул), то это может быть нейтронной звездой или даже черной дырой. На сегодняшний день астрономы считают, что несколько черных дыр уже обнаружено в тесных двойных системах, а также были обнаружены сверхмассивные черные дыры в некоторых галактиках, включая нашу собственную.

Дальнейшее развитие науки позволит определить, какие из текущих представлений о происхождении галактик и звезд окажутся верными. Тем не менее, уже сейчас нет сомнений в том, что звезды, согласно законам природы, рождаются, живут и умирают, и не являются вечно неизменными объектами Вселенной. Кроме того, звезды формируются группами, и процесс звездообразования продолжается и в настоящее время.

ShareShare2Tweet12
Previous Post

Мегагалактики по учебнику Левитана

Next Post

Происхождение планет по учебнику Левитана

Похожие записи

«Физтех — регионам» МФТИ: как участвовать и как подготовиться?
Полезное

«Физтех — регионам» МФТИ: как участвовать и как подготовиться?

С 2019 года во многих регионах России действует проект Московского физико-технического института (МФТИ) «Физтех — регионам». Это программа развития одаренных...

17.11.2023
429
Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика по учебнику Воронцова — краткий конспект
Астрономия по учебнику Воронцова

Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика по учебнику Воронцова — краткий конспект

Изменение полуденной высоты Солнца: Наблюдения показывают, что в течение года полуденная высота Солнца меняется, что также влияет на видимые созвездия....

09.11.2023
276
Видимое движение звезд на различных географических широтах по учебнику Воронцова — краткий конспект
Астрономия по учебнику Воронцова

Видимое движение звезд на различных географических широтах по учебнику Воронцова — краткий конспект

Высота полюса мира над горизонтом: Высота полюса мира над горизонтом равна географической широте места наблюдения. Это позволяет определить географическую широту,...

09.11.2023
276
Небесные координаты и звездные карты по учебнику Воронцова — краткий конспект
Астрономия по учебнику Воронцова

Небесные координаты и звездные карты по учебнику Воронцова — краткий конспект

Наблюдение звезд: Человеческий глаз способен увидеть около 6000 звезд, но из-за ограничений, наложенных горизонтом Земли, мы можем наблюдать только половину...

09.11.2023
217

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Are there или are their — как говорить правильнее?

Are there или are their — как говорить правильнее?

12.12.2023
An hour или a hour — как правильно?

An hour или a hour — как правильно?

12.12.2023
Counselor или counsellor — как правильно? Значение и перевод

Counselor или counsellor — как правильно? Значение и перевод

12.12.2023
Has или have — как правильно?

Has или have — как правильно?

12.12.2023
Don’t или doesn’t — как правильно?

Don’t или doesn’t — как правильно?

12.12.2023
План по теме «Истина и заблуждение» (обществознание)

План по теме «Истина и заблуждение» (обществознание)

11.12.2023
План по теме «Трудовая деятельность» (обществознание)

План по теме «Трудовая деятельность» (обществознание)

11.12.2023
План по теме «Общение как вид деятельности» (обществознание)

План по теме «Общение как вид деятельности» (обществознание)

11.12.2023
Все о подготовке к ЕГЭ и ОГЭ
+7 (499) 404-27-48
Поможем с подбором курса 24/7
Рейтинг онлайн-школ
  • Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
  • Онлайн-школы русский язык
  • Онлайн-школы химия
  • Онлайн-школы английский
  • Онлайн-школы по истории
  • Курсы по физике ЕГЭ
  • Онлайн-школы профильная математика
  • Онлайн-школы литература
  • Онлайн-школы биология
  • Онлайн-школы информатика
  • Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
  • Онлайн-школы русский язык
  • Онлайн-школы химия
  • Онлайн-школы английский
  • Онлайн-школы по истории
  • Курсы по физике ЕГЭ
  • Онлайн-школы профильная математика
  • Онлайн-школы литература
  • Онлайн-школы биология
  • Онлайн-школы информатика
Учебные материалы
  • Физика и астрономия
  • Обществознание
  • Английский
  • Математика
  • Литература
  • Физика и астрономия
  • Обществознание
  • Английский
  • Математика
  • Литература
Полезное
  • Репетиторы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ
  • Астрономия по учебнику Левитана
  • Астрономия по учебнику Воронцова
  • Репетиторы в Казахстане
  • Репетиторы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ
  • Астрономия по учебнику Левитана
  • Астрономия по учебнику Воронцова
  • Репетиторы в Казахстане
О проекте
  • О сервисе
  • Политика конфиденциальности
  • Пользовательское соглашение
  • Обратная связь
  • О сервисе
  • Политика конфиденциальности
  • Пользовательское соглашение
  • Обратная связь
© EGE-School.ru, 2022-2023
  • Онлайн-школы
  • Репетиторы
  • Материалы по предметам
    • Русский язык
    • Обществознание
    • Физика и астрономия
    • Английский
    • Литература
    • Математика
  • Полезное
Бесплатный пробный урок с репетитором

Сервис подбора репетиторов TutorOnline.ru дарит вам бесплатное занятие с репетитором.

Первое занятие: 0₽ (бесплатно), следующие — от 490₽/занятие
  • С ребенком занимается личный репетитор по тем темам, которые он не знает
  • Репетиторы доступны в любое удобное время. Не только по московскому времени. Можно заниматься даже после тренировок и секций.
  • Есть образовательная лицензия. А значит сервис прошел проверку Министерства просвещения РФ.
  • Можно сделать налоговый вычет. За занятия с репетиторами вы можете сделать налоговый вычет.
  • С ребенком занимается личный репетитор по тем темам, которые он не знает
  • Репетиторы доступны в любое удобное время. Не только по московскому времени. Можно заниматься даже после тренировок и секций.

После заполнения формы вы сможете сразу выбрать предмет, удобное время и дату занятия. Заполняя форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности ООО «ТюторОнлайн» и EGE-School.ru. Услуги оказываются Обществом с ограниченной ответственностью «ТьюторОнлай». Пользовательское соглашение.