ФИПИ опубликовала новую демоверсию ЕГЭ-2024 по всем предметам. В ЕГЭ по русскому языку учеников ожидает много изменений:
- В заданиях 13 и 14 изменены формулировка задания и система ответов (множественный выбор в виде цифр). Одновременно с этим расширен языковой материал.
- Изменена система оценивания ответов на задания 8 и 26.
- Претерпела изменения формулировка задания 27. Предполагается, что при комментировании проблемы исходного текста примеры-иллюстрации являются неотъемлемой частью пояснений к ним. Уточнено также понятие анализа смысловой связи между примерами-иллюстрациями: «Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями». Обоснование собственного мнения экзаменуемого требует включения примера-аргумента, опирающегося на жизненный, читательский или историко-культурный опыт экзаменуемого.
- Скорректированы критерии оценивания выполнения задания 27.
- Максимальный первичный балл за выполнение работы изменён с 54 до 50 баллов
Подробнее об изменениях в ЕГЭ-2024 по русскому языку и другим предметам →
Скачать демоверсию ЕГЭ по русскому языку можно тут:
Задания демоверсии ЕГЭ-2024 по русскому языку
Часть 1
Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.
Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи…
Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.
(По Л.И. Скворцову)
Задание №1
Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоимение.
Ответ:
Задание №2
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
- ЖИВОЙ. Лёгкий, занимательный, выразительный. Живое изложение.
- СРЕДА. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка. Из рабочей среды.
- МИРИТЬСЯ. Терпимо относиться к чему-нибудь. М.с неудобствами.
- ОСНОВА. Источник; главное, на чём строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь. Экономическая о. общества.
- КЛЮЧ. Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка. Открыть дверь ключом.
Ответ:
Задание №3
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.
- Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.). В тексте можно выделить тематическую группу слов (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.).
- Использование метафор (…между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира), антонимов (свой – чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает дать авторскую оценку описываемым явлениям.
- Текст имеет грамматические особенности, характерные для книжной речи: отглагольные имена существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с именами существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).
- Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – ряды однородных членов предложения, вводные слова.
- Текст относится к научному стилю, так как основные цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, и дать чёткие инструкции.
Ответ:
Задание №4
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
- туфлЯ
- понЯв
- дОнельзя
- корЫсть
- оптовый
Ответ:
Задание №5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
- Самый обычный обед можно превратить в ПРАЗДНЫЙ, если правильно украсить стол.
- Предварительное изучение ЛЕДОВОЙ обстановки в северных морях помогает избежать многих проблем в районе Крайнего Севера.
- За годы пребывания в Италии композитор создал ряд оперных произведений, имевших у ПРИЗНАТЕЛЬНЫХ слушателей большой успех.
- ОТБОРОЧНЫЙ тур чемпионата Европы по футболу прошёл в столице Великобритании – родине этого вида спорта.
- В ПРОДУКТОВОЙ корзине жителя современного мегаполиса обязательно должны быть овощи и фрукты.
Ответ:
Задание №6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6–8 °С для кедра и 8–10 °С для ели и пихты.
Ответ:
или
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Для каждого человека в самых трудных обстоятельствах главное – сохранить твёрдость духа, то есть совершить победу над самим собой.
Ответ:
Задание №7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- урожай ПОМИДОРОВ
- БЛИЖАЙШАЯ станция
- у наших ВОРОТ
- нет ПОЛТОРАСТА рублей
- детские ДОКТОРА
Ответ:
Задание №8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 1) Сразу по приезде в губернский город Чичиков попытался установить деловые связи с местными чиновниками. |
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью | 2) Возвращаясь в родные места, мне вспомнились детские впечатления от впервые увиденной грозы. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 3) Через неделю после венчания А.С. Пушкин сообщает другу П.А. Плетнёву, что «я женат и счастлив». |
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 4) Установить направление движения древних материковых оледенений можно благодаря изучения состава и строения валунов – обкатанных и слегка закруглённых камней. |
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами | 5) Слова, по мнению Платона, лишены исторического развития и являются результатом постановления «законодателей», которые раз и навсегда определили как звучание, так и значение слов в языке. |
6) Сверхпроводники – это материалы, не имеющие электрического сопротивления при сильном охлаждении, поэтому плотность электрического тока может достигать гигантских значений. | |
7) Если провести опрос среди молодёжи, то можно убедиться в том, что сегодня молодые люди воспринимают и думают о жизни иначе, чем предыдущие поколения. | |
8) В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвом саде» мысли о будущем России наиболее полно выражены в монологах Пети Трофимова, молодого интеллигента, жизнь которого полна труда и лишений. | |
9) Благодаря комментариям Ю.М. Лотмана к «Евгению Онегину» каждый читатель лучше понимает эпоху А.С. Пушкина. |
Ответ:
Задание №9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- заг..релый, непром..каемый, к..мендант
- оп..раться, см..нать (траву), поч..татель (таланта)
- укр..титель (тигров), благосл..вить, симп..тичный
- посв..щение (другу), недос..гаемый, у..звить
- бл..стеть, с..дина (в волосах), прим..рять (поссорившихся)
Ответ:
Задание №10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- без..нициативный, вз..скать, роз..грыш
- обе..доленный, чере..чур, не..держанный
- пр..бить (гвоздём), пр..клеить (на бумагу), пр..брежный
- арх..важный, ант..художественный, д..сквалификация
- поз..прошлый (год), с..путствовать, р..зослать (письма)
Ответ:
Задание №11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- затм..вать, подароч..к
- усидч..вый, ненавид..ли
- аплодир..вать, издавн..
- никел..вый, наста..вать
- солом..нка, разборч..вый
Ответ:
Задание №12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- намаж..шь, накле..вший
- рассмотр..шь, оконч..вший
- подремл..шь, определя..мый
- подпрыгн..шь, невид..мый
- кол..щийся (предмет), (льды) та..т
Ответ:
Задание №13
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
- Сегодня, когда опреснение морской воды стало затратным и (НЕ)ПОЗВОЛЯЕТ обеспечить всех питьевой водой, в качестве выхода предлагается проект получения воды при растапливании айсбергов.
- (НЕ)ОСОЗНАВАЯ сути правил коммуникации, люди знакомы с ними на словах, забывая о том, что их необходимо использовать каждый день.
- Самостоятельно осваивать технологию обработки металла и получать профессию кузнеца – очень (НЕ)ПРОСТОЕ занятие.
- Я не любитель романтических комедий и лёгких мелодрам, поэтому фильм я так и (НЕ)ДОСМОТРЕЛ до конца.
- Стоит выйти на крыльцо, как осень начнёт дышать в лицо горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего (НЕ)ПОДВИЖНЫЕ воды.
Ответ:
или
Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
- Сегодня, когда опреснение морской воды стало затратным и (НЕ)ПОЗВОЛЯЕТ обеспечить всех питьевой водой, в качестве выхода предлагается проект получения воды при растапливании айсбергов.
- (НЕ)ОСОЗНАВАЯ сути правил коммуникации, люди знакомы с ними на словах, забывая о том, что их необходимо использовать каждый день.
- Самостоятельно осваивать технологию обработки металла и получать профессию кузнеца – очень (НЕ)ПРОСТОЕ занятие.
- Я не любитель романтических комедий и лёгких мелодрам, поэтому фильм я так и (НЕ)ДОСМОТРЕЛ до конца.
- Стоит выйти на крыльцо, как осень начнёт дышать в лицо горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего (НЕ)ПОДВИЖНЫЕ воды.
Ответ:
Задание №14
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.
- Старый мельник уже ДАВНЫМ(ДАВНО) стал в здешнем краю ЧЕМ(ТО) вроде живой легенды.
- Тем, кто идёт (ПО)ЗИМНЕМУ парку, зима всегда кажется КАКИМ(НИБУДЬ) неведомым волшебником.
- На то, ЧТО(БЫ) только продиктовать тезисы стенографистке, ушло (ПОЛ)ДНЯ.
- Ночевать туристы ушли в лес, и ПОЧЕМУ(ТО) не в чистый сухой бор, а на болото, (ПО)ВИДИМОМУ считая, что это место для ночлега безопаснее.
- Дорогу размыло, (ПО)ЭТОМУ добирались мы к леснику с большим трудом, (ЗА)ТО какое удовольствие мы испытали, когда расположились у камина в доме хозяина!
Ответ:
или
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
- Л.Н. Толстой увидел в личности Наполеона проявление несвободы, ТАК(КАК) подлинная свобода, (ПО)МНЕНИЮ классика, предполагает добровольное подчинение «высшей цели».
- (НА)РЯДУ с картинами на современные темы большое место в творчестве И.Е. Репина занимает ТАК(ЖЕ) историческая живопись..
- (В)ЦЕЛОМ, к этой теме художник периодически возвращался (В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни.
- Медленно, тяжело громыхая, двигался груженный (ДО)ВЕРХУ состав, а (В)ДАЛИ тянулся ещё один.
- Большие радужные капли начали падать (С)КРЫШ, покрытых снегом, (КАК)БУДТО полились радостные весенние слёзы.
Ответ:
или
Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
- Л.Н. Толстой увидел в личности Наполеона проявление несвободы, ТАК(КАК) подлинная свобода, (ПО)МНЕНИЮ классика, предполагает добровольное подчинение «высшей цели».
- (НА)РЯДУ с картинами на современные темы большое место в творчестве И.Е. Репина занимает ТАК(ЖЕ) историческая живопись..
- (В)ЦЕЛОМ, к этой теме художник периодически возвращался (В)ТЕЧЕНИЕ всей жизни.
- Медленно, тяжело громыхая, двигался груженный (ДО)ВЕРХУ состав, а (В)ДАЛИ тянулся ещё один.
- Большие радужные капли начали падать (С)КРЫШ, покрытых снегом, (КАК)БУДТО полились радостные весенние слёзы.
Ответ:
Задание №15
Укажите цифры, на месте которых пишется НН.
Обстановка комнаты скромная: деревя(1)ая кровать; у окна – письме(2)ый стол для занятий; огромный кожа(3)ый сундук, обитый кова(4)ым железом, и удивительный ларчик, оклее(5)ый резной костью.
Ответ:
или
Укажите цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Обстановка комнаты скромная: деревя(1)ая кровать; у окна – письме(2)ый стол для занятий; огромный кожа(3)ый сундук, обитый кова(4)ым железом, и удивительный ларчик, оклее(5)ый резной костью.
Ответ:
Задание №16
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- Во всём мире любители музыки П.И. Чайковского восхищаются как операми композитора так и его симфоническими произведениями.
- Точный простой и живописный язык произведений М.М. Пришвина надолго запоминается читателям.
- Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими листьями.
- В преемственности традиций народных мастеров и верности стилистике древнейшего промысла и содержится секрет успеха и популярности гжельской керамики в наше время.
- Лес тихо отдыхает от жгучего дневного солнца и степь обдаёт путника накопившимися за день цветочными запахами.
Ответ:
Задание №17
Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В 1878 году (1) показанная на VI передвижной выставке (2) картина «Московский дворик» принесла В.Д. Поленову славу (3) явив рождение в русской живописи нового жанра (4) названного «интимным» пейзажем.
Ответ:
Задание №18
Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Тогда (1) быть может (2) нас спасут Ирония и жалость к людям, Которым мы простим их суд, А сами судьями не будем. Но (3) ты (4) наверно (5) не продашь И не отвергнешь (6) друг весенний (7) Трудолюбивый опыт наш В пылу повальных отречений. (Д.С. Самойлов)
Ответ:
Задание №19
Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Если (1) мне хотя бы в малой доле (2) удалось передать читателю представление о прекрасной сущности писательского труда (3) то я буду считать (4) что выполнил свой долг перед литературой.
(К.Г. Паустовский)
Ответ:
Задание №20
Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Илюша был впечатлительным ребёнком (1) и очень любил слушать сказки (2) которые рассказывала ему няня (3) потому что в них было много чудесного (4) и (5) добро всегда побеждало зло.
Ответ:
Задание №21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Юрий Александрович Бычков – спецкор газеты «Советская культура», общественный деятель в области сохранения культурного наследия. (2)В 1967 году он оказался в Суздале. (3)Цель командировки – подготовить материал о том, как живут старинные российские города. (4)Когда материал был собран, Юрий Александрович решил вернуться в Москву не той дорогой, по которой ехал в Суздаль, а окружным путём – по ярославской трассе. (5)Владимир, Суздаль, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Сергиев Посад, Кострому и Иваново – эти города посетил во время поездки Бычков. (6)По итогам командировки в газете «Советская культура» журналист Ю.А. Бычков опубликовал не единственную статью о Суздале, как планировалось изначально, а серию очерков под общим названием «Золотое кольцо», где каждому из городов посвятил отдельный материал. (7)В Москве он увидел, как блестят на солнце купола в Кремле, вспомнил очертания маршрута, по которому проехал, и о том, как блестела рожь вдоль дорог, – так и родилось сочетание «Золотое кольцо».
Ответ:
или
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Флаг Ростова-на-Дону представляет собой прямоугольное полотнище «золотого свечения», состоящее из цветов герба города: синего и красного. (2)На флаге в центре воспроизведён малый герб города в контурном изображении: щит рассечён, на синем поле башня, на красном военные доспехи. (3)Цвета флага и гербовые фигуры на оборотной стороне располагаются в следующей последовательности от древка флага: на синем фоне – сторожевая башня, на красном – военные трофеи. (4)Исследователи отмечают: «Гербовые фигуры воспроизведены схематически, без излишней детализации, белым цветом». (5)В этом много символического: в гербовых фигурах читается чистота помыслов, свобода и доброта ростовчан, мирное сосуществование граждан разных национальностей в городском сообществе, открытость города для своих друзей, готовность горожан к сотрудничеству.
Ответ:
или
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Наша страна необъятна по своим размерам. (2)Она омывается водами Северного Ледовитого океана, Тихого океана. (3)На Северном полюсе обитают белые медведи, называемые полярными. (4)А на юге так тепло, что можно выращивать чай, гранаты, мандарины. (5)На севере очень холодно, там всегда мороз и льды. (6)На юге растут сосны и пальмы, а в Чёрном море живут дельфины. (7)Такому климатическому разнообразию, пожалуй, может позавидовать любая другая страна.
Ответ:
Задания по тексту
Прочитайте текст и выполните задания 22–27.
(1)И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника. (2)Вдали показались ветхие крыши старой моей деревни, вот и дом с потрескавшимися углами. (3)По этим углам залезал я когда-то под крышу, неутомимый в своём стремлении к высоте, и смотрел на синие зубчатые леса, прятал в щелях витых кряжей нехитрые мальчишеские богатства.
(4)Из этой сосновой крепости, из этих удивительных ворот уходил я когда-то в большой и грозный мир, наивно поклявшись никогда не возвращаться, но чем дальше и быстрей уходил, тем яростней тянуло меня обратно. (5) Старый дом наш заколочен. (6)Я ставлю поклажу на крыльцо соседки и ступаю в солнечное поле, размышляя о прошлом. (7)Детство вписалось в мою жизнь далёким нервным маревом, раскрасило будущее яркими мечтательными мазками. (8)В тот день, когда я уходил из дому, так же, как и сегодня, вызванивали полевые кузнечики, так же лениво парил надо мной ястреб, и только сердце было молодым и не верящим в обратную дорогу.
(9)И вот опять уводит меня в лесную чащобу узкая тропинка, и снова слушаю я шум летнего леса. (10)Снова торжественно и мудро шумит надо мной старинный хвойный бор, и нет ему до меня никакого дела. (11)И над бором висит в синеве солнце. (12)Оно щедро, стремительно и бесшумно сыплет в лохматую прохладу мхов свои золотые брызги, а над мхами, словно сморённые за пряжей старухи, дремлют смолистые ели. (13)Они глухо шепчут порой, как будто возмущаясь щедростью солнца, а может быть, собственным долголетием.
(14)Под елями древний запах папоротника. (15)Я иду чёрной лошадиной тропой, на лицо липнут невидимые нити паутины, с детским беззащитным писком вьются передо мной комары, хотя кусают они совсем не по-детски. (16)Мой взгляд останавливается на красных, в белых крапинках, шапках мухоморов. (17)Потом вижу, как дятел, опершись на растопыренный хвост, колотит своим неутомимым носом сухую древесину. (18)В лицо мне хлещут ветки крушины, и вот уже я на сухом месте, и нога едет на скользких иглах.
(19)Загудел в соснах ветер, и сосны отозвались беззащитным ропотом. (20)Мне кажется, что в их кронах вздыхает огромный богатырь-тугодум, который с наивностью младенца копит свою мощь не себе, а другим. (21)Под это добродушное дыхание, словно из древних веков, нечёткой белопарусной армадой выплывают облачные фрегаты. (22) Мне кажется, что я слышу, как растёт на полях трава, я ощущаю каждую травинку, с маху сдёргиваю сапоги и босиком выбегаю на рыжий песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю, как расходятся и умирают водяные круги.
(23)Я сажусь у тёплого стога возле берёз, и мне чудится в их шелесте укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. (24)Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков.
(25)Я выхожу на зелёный откос и гляжу туда, где ещё совсем недавно было так много деревень, а теперь белеют одни берёзы. (26)Нет, в здешних местах пожары не часты, и лет пятьсот уже не было нашествий. (27)Может быть, так оно и надо? (28)Исчезают деревни, а взамен рождаются весёлые шумные города. (29)Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы, и надо мной качаются купальницы с лютиками.
(30)Шумят невдалеке сосны, шелестят берёзы. (31)Тихая моя родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей зелёной тишиной.
(По В.И. Белову*)
*Василий Иванович Белов (1932–2012) – советский и российский писатель, поэт и сценарист, один из крупнейших представителей «деревенской прозы».
Задание №22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- Рассказчик каждый год летом приезжал в родную деревню.
- Рассказчика постоянно тянуло на малую родину, несмотря на то что он поклялся никогда туда не возвращаться.
- Знакомые с детства места вызывают у рассказчика тёплые воспоминания о времени, проведённом в родной деревне.
- Приехав в родную деревню, рассказчик сразу же отправился навестить родственников.
- По словам рассказчика, берёзы – свидетельницы человеческого горя и радости.
Ответ:
или
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
- Рассказчик каждый год летом приезжал в родную деревню.
- Рассказчика постоянно тянуло на малую родину, несмотря на то что он поклялся никогда туда не возвращаться.
- Знакомые с детства места вызывают у рассказчика тёплые воспоминания о времени, проведённом в родной деревне.
- Приехав в родную деревню, рассказчик сразу же отправился навестить родственников.
- По словам рассказчика, берёзы – свидетельницы человеческого горя и радости.
Ответ:
Задание №23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
- В предложениях 1, 2 представлено рассуждение.
- Предложение 5 противопоставлено по содержанию предложению 6.
- В предложениях 9, 10 содержатся элементы описания.
- В предложениях 16, 17 представлено рассуждение.
- В предложениях 26, 27 представлено рассуждение
Ответ:
или
Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
- В предложениях 1, 2 представлено рассуждение.
- Предложение 5 противопоставлено по содержанию предложению 6.
- В предложениях 9, 10 содержатся элементы описания.
- В предложениях 16, 17 представлено рассуждение.
- В предложениях 26, 27 представлено рассуждение.
Ответ:
Задание №24
Из предложений 9–12 выпишите один фразеологизм.
Ответ:
Задание №25
Среди предложений 15–22 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и однокоренного слова. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:
Задание №26
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
«Делясь с читателем своими чувствами и эмоциями от встречи с малой родиной, В.И. Белов использует различные средства выразительности, в том числе синтаксические: (А)_________________ (в предложениях 12, 24) и (Б)______________(в предложении 31). Передать состояние рассказчика, связанное с воспоминаниями о детстве, помогают тропы: (В)_________________ («синие зубчатые леса» в предложении 3, «нервным маревом» в предложении 7, «древний запах» в предложении 14), а также (Г)______________ («укор… свидетельниц человеческого горя и радости» в предложении 23, «рождаются… города» в предложении 28)».
Список терминов:
- обращение
- анафора
- противопоставление
- эпитет
- ряды однородных членов предложения
- синтаксический параллелизм
- вводная конструкция
- сравнение
Ответ:
А | Б | В | Г |
_ | _ | _ | _ |
Часть 2
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт. Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.
Ответы к демоверсии ЕГЭ-2024 по русскому языку
Правильные ответы к первой части
Номер задания | Правильный ответ | ||
Пример 1 | Пример 2 | Пример 3 | |
1 | все | ||
2 | 34 | ||
3 | 1234 | ||
4 | 24 | ||
5 | праздничный | ||
6 | очень | одержать | |
7 | полутораста | ||
8 | 43827 | ||
9 | 124 | ||
10 | 134 | ||
11 | 15 | ||
12 | 235 | ||
13 | 124 | 35 | |
14 | 14 | 135 | 24 |
15 | 125 | 34 | |
16 | 125 | ||
17 | 34 | ||
18 | 124567 | ||
19 | 34 | ||
20 | 23 | ||
21 | 13 | 235 | 24 |
22 | 235 | 14 | |
23 | 35 | 124 | |
24 | нетдела; деланет; нетникакогодела; никакогоделанет | ||
25 | 21 | ||
26 | 5149 |
Система оценивания заданий первой части
Оценивание правильности выполнения заданий, предусматривающих краткий ответ, осуществляется с использованием специальных аппаратно- программных средств.
Правильное выполнение каждого из заданий 1–7, 9–25 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. В ответах на задания 2–4, 9–23 порядок записи символов значения не имеет.
Правильное выполнение задания 8 оценивается 2 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. За ответ на задание 8 выставляется 1 балл, если на любых одной или двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
Правильное выполнение задания 26 оценивается 3 баллами. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. За ответ на задание 26 выставляются 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
Правильные проблемы в сочинении в демоверсии ЕГЭ-2024 по русскому языку
Примерный круг проблем* | Авторская позиция |
1. Проблема отношения к малой родине. (Как и в чём проявляется отношение человека к малой родине?) | 1. Отношение человека к малой родине проявляется в самых добрых и светлых воспоминаниях, в желании вернуться в родной дом, в ощущении неразрывной связи с родиной, дающей силы. |
2. Проблема проявления любви к малой родине. (В чём проявляется любовь человека к малой родине?) | 2. Любовь к малой родине человек ощущает на протяжении всей своей жизни, она проявляется в тёплых воспоминаниях об отчем доме, природе родного края. Любовь к малой родине – неиссякаемый источник душевных сил. |
3. Проблема ценности воспоминаний о малой родине. (В чём заключается ценность воспоминаний о малой родине?) | 3. Ценность воспоминаний о малой родине заключается в том, что человек чувствует неразрывную связь с местом, где он родился и вырос, с природой, дающей человеку силы и утешение, несмотря на тоску о прошлом. |
4. Проблема воздействия природы родного края на человека. (В чём заключается воздействие природы родного края на человека?) | 4. Природа родного края вдохновляет человека, помогает ему почувствовать связь с прошлым, обрести гармонию, даёт надежду на будущее. |
* Для формулировки проблемы экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в таблице. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте.
Критерии оценивания задания №27 (сочинение) в демоверсии ЕГЭ по русскому языку
№ | Критерии оценивания ответа на задание 27 | Баллы |
---|---|---|
I | Содержание сочинения | |
К1 | Формулировкапроблемисходноготекста | |
Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно | 1 | |
Проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно. Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа покритериям К1–К4 оценивается 0 баллов | 0 | |
К2 | Комментарийкпроблемеисходноготекста | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Проанализирована указанная смысловая связь между примерами-иллюстрациями | 3 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована или проанализирована неверно. | 2 | |
Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1пример-иллюстрацияиз прочитанного текста, важный для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации | 1 | |
Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст. ИЛИ Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы исходного текста, не приведены или приведены с фактическими ошибками, связанными с пониманием проблемы исходного текста. ИЛИ Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста. ИЛИ Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста. ИЛИ Проблема исходного текста не прокомментирована. Указаниякоцениванию Еслиэкзаменуемыйприкомментированиипроблемыисходного текста привёл пример-иллюстрацию,но не пояснил его, то такой пример-иллюстрацияне засчитывается. Еслиэкзаменуемыйприкомментированиипроблемыисходноготекстатолькоуказал,нонепроанализировалсмысловуюсвязьмеждуприведённымипримерами-иллюстрациями, то анализ смысловой связине засчитывается. Еслиэкзаменуемыйприкомментированиипроблемыисходноготекстадопустилфактическуюошибку,связаннуюспониманиемпроблемы исходного текста,топояснениекпримеру-иллюстрации,вкоторомдопущенаподобнаяошибка,незасчитывается. Еслиэкзаменуемыйприкомментированиипроблемыисходного текста допустил фактическую ошибку,не связаннуюспониманиемпроблемыисходноготекста,тоданнаяошибкаучитываетсяприоцениванииработыпокритерию«Соблюдениефактологическойточности» (К12) | 0 | |
К3 | Отражениепозицииавторапопроблемеисходноготекста | |
Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована верно | 1 | |
Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована неверно. ИЛИ Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста не сформулирована. Указание к оцениванию. Если экзаменуемыйне сформулировалилисформулировалневернопозициюавтора (рассказчика) по проблеме исходного текста,тотакаяработапокритериямК3иК4оценивается 0баллов | 0 | |
К4 | Отношениекпозицииавторапопроблемеисходноготекста | |
Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста сформулировано и обосновано | 1 | |
Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста не сформулировано и не обосновано. ИЛИ Формулировка и обоснование отношения к позиции автора (рассказчика) исходного текста не соответствуют проблеме исходного текста. ИЛИ Отношение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»). Указаниекоцениванию. Обоснованиедолжновключатьпример-аргумент,источникомдлякоторогослужитжизненный,читательскийилиисторико-культурный опытэкзаменуемого | 0 | |
II | Речевоеоформлениесочинения | |
К5 | Смысловаяцельность,речеваясвязностьипоследовательность изложения | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют | 2 | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка. ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Логических ошибок нет. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется одно нарушение абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено две и более логические ошибки. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Логических ошибок нет. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. Допущено две и более логические ошибки | 0 | |
К6 | Богатстворечи | |
Работа характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматического строя речи | 1 | |
Работа характеризуется бедностью словаря и/или однообразием грамматического строя речи | 0 | |
III | Грамотность | |
К7 | Соблюдениеорфографическихнорм | |
Орфографических ошибок нет | 3 | |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять или более ошибок | 0 | |
К8 | Соблюдениепунктуационныхнорм | |
Пунктуационных ошибок нет | 3 | |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять или более ошибок | 0 | |
К9 | Соблюдениеграмматическихнорм | |
Грамматических ошибок нет | 2 | |
Допущены одна-две ошибки | 1 | |
Допущено три или более ошибки | 0 | |
К10 | Соблюдениеречевыхнорм | |
Допущено не более одной ошибки | 2 | |
Допущены две-три ошибки | 1 | |
Допущено четыре или более ошибки | 0 | |
К11 | Соблюдениеэтическихнорм | |
Этические ошибки в работе отсутствуют | 1 | |
Допущена одна этическая ошибка или более | 0 | |
К12 | Соблюдениефактологическойточности | |
Фактические ошибки в работе отсутствуют | 1 | |
Допущена одна фактическая ошибка или более | 0 | |
21 |